Коллекция графики в музее Тольятти

Вклад благотворителей в город продолжается:

открытие коллекции «Графика» Тольяттинского краеведческого музея

Тольяттинский краеведческий музей при поддержке Благотворительного Фонда «Духовное наследие» им. С.Ф.Жилкина (на средства В.В.Прокопенко и Н.И Мачневой) в 2018 году продолжает представлять горожанам художественные произведения Ставрополя-Тольятти из фондовых коллекций. Есть две существенных особенности, по которым данный факт можно считать событием.

Во-первых, музей демонстрирует редкие, ранее не экспонируемые предметы в коллекционном комплексе (прежде они не выставлялись ввиду отсутствия багета или его плохого качества). Во-вторых, именно художественная коллекция краеведческого музея, как никакие другие, наглядно, в эмоционально-образной полноте запечатлевает ключевой для истории города момент, связанный с его «вторым рождением» (перенос города на новое место в связи со строительством Куйбышевской ГЭС; рождение нового типа Производств на Волге; изменение «тела» города и менталитета его жителей).

Напомним: в 2017 г. Тольяттинский краеведческий музей при поддержке Фонда «Духовное наследие» открыл для тольяттинцев свою коллекцию живописи (выставка «Природа и город: контрасты и нюансы взаимодействия»). А начало 2018 г. ознаменовалось открытием коллекции «Графика».

С января по начало апреля в ТКМ представляется выставка работ известного московского художника-графика Андрея Кузьмича Вингорского (1902-1991), члена Союза художников СССР, волею судеб оказавшегося на строительстве Куйбышевской ГЭС в 50-е годы прошлого столетия в качестве строителя-заключенного. Ему удалось запечатлеть образы старого, навсегда уходящего Ставрополя и рождение нового Производства и нового города великой индустриальной советской эпохи, прежде невиданного — ни земле, ни людям. Также его имя стоит у истоков формирования художественной жизни города, обретшего «вторую жизнь».

Из биографии автора:

Вингорский А.К. в 1926 г. поступил в Киевский художественный институт, в 1927 г. перевелся в Москву на графический факультет Высшего государственного художественно-технического института (Вхутеин), где учился у В.А. Фаворского, П.Я. Павлинова, И.И. Нивинского. В 1942г. призван в армию. Арестован в 1943 г. по обвинению в нелояльных отзывах о правительстве. Приговорен к расстрелу. Семьдесят пять часов провел в камере смертников, после чего ему было объявлено о замене приговора на десять лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) и пять лет поражения в правах. Находился в лагере Смоленска до 1948 г.. Руководил художественной мастерской, где выполняли праздничные оформления города, писали плакаты, трехметровые изображения вождей. В начале 1950-х г.г. был переведен на строительство Куйбышевской ГЭС им. В.И.Ленина на должность старшего инженера проектного отдела Куйбышевгидростроя, где проработал с 1952 г. по 1957 г. (амнистирован в 1956 г.). В 1956 г. при участии А.К. Вингорского проведена выставка работ художников Куйбышевгидростроя. Успех выставки был огромен, за три недели её посетили 12 тысяч человек. В конце 50-х г.г. А.К. Вингорский возвращается в Москву, работает как художник-график в ряде издательств столицы. В конце 1960-х г.г. А.К. Вингорский передал в Тольяттинский краеведческий музея более 100 работ, отразивших облик старого Ставрополя, природу края, строительство Куйбышевской ГЭС, предприятий Большой Химии, ВАЗа, нового города. В настоящее время в музее хранится 190 работ А.К. Вингорского.

На выставке графики А.К. Вингорского в ТКМ, имеющей сугубо «графическое» название — «Штрихи нашей истории» — работы датируются преимущественно 50-60-ми годами. Художник запечатлел последний год перед началом переноса Ставрополя на новое место: Троицкий собор (на целой серии работ) — главный символ «Города святого креста», малоэтажную застройку, уют и глухую провинциальность тихих песчаных улиц, превосходные природные окрестности города. Контрастом к образу «старого города» выступает Производство: бетонные и металлические конструкции, перекрывающее небо, оставляя узкие полоски света удивленному зрителю; кубометры перевернутой вековой земли предков с чудо-техникой, улицы «нового города». Здесь можно увидеть начало: ГЭС на зеркальной глади «новой» Волги, изменившей свое древнее русло; Большую Химию (начало СК, КуйбышевАзота (тогда называемого Азотно-туковым заводом) и даже — начало ВАЗа, ознаменовавшее еще одно новое рождение города и массовый приход иноземных энтузиастов. Улицы города — Карла Маркса, Горького — вполне узнаваемы («хрущевки» в Тольятти — это культурный слой, своеобразный символ «старого города», выросший рядом с перенесенными из старого Ставрополя малоэтажками и отстроенными вновь срубами, некоторые из которых сохранились и до наших дней).

Без сомнения, выставка «Штрихи нашей истории» на втором десятилетии двадцать первого века — это подарок, вклад из прошлого в будущее, самоотверженный и частный (имея в виду, подвижническую инициативу московского художника А.К. Вингорского, запечатлевшего уникальные документальные «кадры» для потомков места профессиональным художественным языком, внесшего лепту в культурное наследие чужой, по сути, территории). Одновременно, это и подарок благотворителей — жителей города, вклад этот различивших. А подарок от музея в том, что вход на выставку совершенно бесплатный.

31 января на выставке вновь открытой коллекционной графики из фондов Тольяттинского краеведческого музея пройдет грандиозное событие — с участием известных людей города, представителей художественной среды и, конечно, горожан — болеющих за культурное наследие Ставрополя-Тольятти в современном постиндустриальном мире. Но, впрочем, о событии музей еще расскажет.

Теги: , , , , , ,